One for All
«Big George»
(Smoke Sessions, 2024)

Понятие «джазовая традиция» на глазах меняет свое содержание. Еще сравнительно недавно ведущие исследователи джаза, а вслед за ними и джазовые журналисты относили к современному джазу боп и все последующие джазовые стилистические новации, называя «традиционным джазом» предыдущие направления, включая свинг. Но в новом веке ситуация изменилась. И боп, и хард-боп рассматриваются уже не как мейнстрим, а как тот самый традиционный джаз. И в этой обновленной системе координат вполне органично выглядят броские определения секстета One for All как одного из лучших традиционных джазовых хард-боповых комбо (как минимум в Нью-Йорке) и прямого наследника традиций знаменитого ансамбля Арта Блэйки The Jazz Messengers.

Для этого есть все основания. Секстет One for All появился в 1997 году и уже названием своим обязан последней записи тех самых легендарных The Jazz Messengers — весьма красноречивый факт. Объединил секстет молодых (и сравнительно молодых) музыкантов: трубача Джима Ротонди, тенор-саксофониста Эрика Александера, тромбониста Стива Дэвиса, пианиста Дэвида Хейзелтайна, басиста Джона Уэббера (он сменил вскоре отошедшего от проекта Питера Вашингтона) и ударника Джо Фарнсуорта. Состав остается неизменным все эти годы, а One for All издал целых семнадцать альбомов; последним по счету и первым после семилетнего перерыва (в 2016 году коллектив порадовал своих поклонников альбомом «The Third Decade») стал мартовский «Big George», записанный в сентябре 2022 года. Дискография весьма солидная, особенно если учесть, что каждый из музыкантов участвует и в других проектах, а также неуклонно пополняет личную дискографию (обзоры некоторых работ участников секстета, в том числе Джо Фарнсуорта, публиковал и «Джазист»). Знаменательно, что оба последних альбома One for All выпустил лейбл Smoke Sessions Records: в нью-йоркском клубе Augie’s, впоследствии превратившимся в Smoke, прошли самые первые выступления ансамбля, который изначально и был сформирован под серию клубных концертов.

Не случайно и название альбома нынешнего. Дело в том, что в трех треках к основному составу One for All присоединился 87-летний на тот момент Джордж Коулман, живая легенда джаза, обладатель самого почетного для американских джазменов титула NEA Jazz Master (2015), тенор-саксофонист, прославившийся своими работами в квинтете Майлза Дэвиса в 1963–1964 годах и коллаборациями со множеством других великанов американской музыки, от Рэя Чарльза до Херби Хэнкока. Коулман — старый друг, а в чем-то образец для подражания и ментор музыкантов One for All. Его участие в записи альбома, показавшее, что мягкий, но сильный звук его тенор-саксофона ничуть не потерял в качестве, несмотря на солидный возраст гостя, придает «Big George» особое значение в истории One for All.

Репертуар? Здесь нет особых сюрпризов. Проверенная, хорошо знакомая слушателям теперь уже «традиционная» классика, а также собственные композиции участников ансамбля: «Chainsaw» Александера, «In the Lead» и «Cove Island Breeze» Стива Дэвиса, пьесы Ротонди, Хейзелтайна, стандарты «The Nearness of You» Хоуги Кармайкла, «This I Dig of You» Хэнка Мобли и знаменитый эвергрин «My Foolish Heart», одна из любимых пьес Джорджа Коулмана, один из трех треков с его участием. Добротный, отменно исполненный хард-боп с первого до последнего трека.

У читателя этих строк может возникнуть деликатный вопрос: а это слушают? Для ответа обращаюсь к испытанному индикатору вкусов американских любителей джаза. Представьте себе, слушают, да еще как! В чартах JazzWeek через десять дней после выпуска альбома, по данным на 25 марта, «Big George» стоит на 29 месте в списке самых популярных джазовых альбомов. Начиная же с 8 апреля и до недавнего времени (данные на 17 июня) «Big George» постоянно присутствует в топ-10 самых популярных альбомов: 8-е, 3-е, 6-е, 4-е, 5-е, опять 6-е и 8-е место! Как видим, на высокопрофессионально исполненный большими мастерами хард-боп, на джазовую традицию по меркам сегодняшнего дня, спрос весьма устойчив, несмотря на огромный объем новых работ самой разной стилистики, появляющихся каждый день. В американской джазовой аудитории поклонников такой музыки очень много. Не сомневаюсь, что их немало и в наших краях.


Слушать на Bandcamp | Spotify

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии