Walter Smith III
«three of us are
from Houston
and Reuben is not»
(Blue Note, 2024)

Признаюсь, мне понадобилось какое-то время, чтобы осознать: фраза на обложке альбома («Трое из нас — из Хьюстона, а Рубен нет») — это и есть его название. Ну Уолтер Смит-третий, ну оригинал! Впрочем, чему тут удивляться: Техас, штат Одинокой Звезды, всегда отличала «особенная стать». Если говорить о музыке, то почетное место надо отдать блюзу. Техасский блюз отличается особой стилистикой, кстати, близкой гитарному джазу, и это понятие стоит в одном почетном ряду с такими направлениями, как блюз дельты Миссисипи или Чикаго. Что же касается собственно джаза, то какие-то стилистические новации, оставшиеся в джазовой истории, отсутствуют, хотя Техас выдвинул несколько очень заметных джазменов: это и Тедди Уилсон, и Дэвид «Фэтхэд» Ньюман, и Бадди Тейт. С полным правом в этот ряд встают и такие участники представляемой нами записи, как пианист Джейсон Моран и ударник Эрик Харланд, а также их младший коллега, саксофонист Уолтер Смит-третий — лидер квартета, записавшего альбом со столь диковинным, но запоминающимся названием.

Да, эти три музыканта выросли в Хьюстоне, штат Техас (четвертый в коллективе, басист Рубен Роджерс, родом с Виргинских островов). Более того, все трое учились в разное время в местной Высшей школе сценических и визуальных искусств. Смит, который начал играть на саксофоне еще в семь лет, впоследствии продолжил обучение в Беркли, где он преподает сегодня. На счету Уолтера уже много работ в качестве лидера и сайдмена. Как саксофонист Уолтер (он играет преимущественно на теноре, в том числе и здесь) не то чтобы консервативен, но от авангардных иэысков далек. Ему вполне уютно в хард-боповом варианте мейнстрима. Чувствуется, что он много и внимательно слушал Сонни Роллинза, Джо Хендерсона и того же Тейта. Эта стилистика близка нынешней издательской политике Blue Note Records, и два своих последних альбома Смит издал именно под этим логотипом («Return to Casual» в 2023 году и «three of us are from Houston and Reuben is not» в году нынешнем).

Новая работа Уолтера Смита-третьего даст слушателям возможность оценить и безукоризненное взаимодействие связки Смит — Моран (на мой вкус, это главное украшение альбома), и весьма разнообразную технику игры Уолтера, и, конечно, его композиторский талант. Программа альбома состоит из десяти его композиций и лишь одного кавера — пьесы Сэма Риверса «Point of Many Returns». В отличие от своего предыдущего альбома, здесь Смит лишь наметил принципиальный план для каждой композиции. Импровизаторский дар его партнеров позволил этим ограничиться. Смит говорит о них так: «Это безграничная креативность. Я могу прийти на концерт всего лишь с пятью нотами на странице и сказать: “Мы играем сет на 90 минут”. И они ответят: “Отлично! Поехали!” С ними всё это срабатывает».

В основном же программа альбома задумана как посвящение родному городу Уолтера, Джейсона и Эрика, и большинство композиций Смита связано с Хьюстоном, а также штатом Техас в целом. Финальная пьеса альбома носит недвусмысленное название «Lone Star» («Одинокая звезда») — это гимн штату, выдержанный в терпких блюзовых тонах. А вот смысл композиции «Cézanne» без подсказки разгадать трудно: речь здесь идет не о знаменитом французском художнике, а об одноименном и очень популярном в Хьюстоне джазовом клубе, где Смит провел много вечеров и как слушатель, и как исполнитель. Динамичный, почти фанковый саунд «610 Loop» словно в зеркале отражает вечную пульсацию разветвленной сети автомагистралей Хьюстона, а симпатичная баллада «Montrose Nocturne» посвящена городскому району, в котором находится альма-матер Уолтера. В определенном смысле эту группу композиций пополняет и «Gangsterism on Moranish», переосмысление пьесы с раннего (2010 года) альбома Смита. Это дань уважения такой яркой фигуре в музыкальной жизни Хьюстона, как Джейсон Моран, частый партнер Смита по выступлениям и записям.  О родном штате с некоторой обидой Уолтер Смит-третий говорит так: «Техас — это не только нефть, оружие и политика. Это процветающее сообщество с богатой культурной жизнью, о чем многие не задумываются, представляя себе Техас». Его новый альбом в какой-то мере помогает разрушить этот стереотип.


Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии