Есть джазовые звезды мирового масштаба, есть звезды масштаба национального, а есть и регионального. Разумеется, подобные «титулы» вовсе не тождественны уровню мастерства музыканта (хотя связь между этими понятиями, безусловно, есть), а говорят лишь об уровне известности данной личности в джазовом мире. Гитарист и композитор Закк Харрис — звезда регионального масштаба. Живет он в Миннесоте, самом северном (не считая Аляски) американском штате, в городе Миннеаполисе, который вместе с его соседом-через-речку Сент-Полом американцы обычно именуют Твин Ситис, «города-близнецы». Закк поселился здесь в 2005 году, до того получив степень по музыке в Университете Северного Иллинойса. В 2017 году местное издание City Pages назвало его лучшим джазовым музыкантом Твин Ситис, есть у Закка и ряд других наград и титулов. Он много играет с ансамблями Atlantis Quartet, American Reverie, Zacc Harris Trio и Zacc Harris Group. С последним коллективом он успешно выступал в лондонском клубе Ронни Скотта в 2016 году, а в 2012-м выпустил дебютный альбом «The Garden».
«Small Wonders» с его минималистичной черно-голубой обложкой — второй альбом Zacc Harris Group. Записывал его Харрис с той же командой, что и дебютник, но с добавлением коллеги по Atlantis Quartet, саксофониста Брэндона Возняка. Почти все музыканты, участвовавшие в записи, — местные, они прекрасно знают друг друга, и каких-то проблем со взаимопониманием нет и в помине. Харрис предложил этому секстету (гитара, два духовых инструмента и традиционная ритм-секция) программу из девяти пьес собственного сочинения.
С первых же тактов стартовой композиции «Ominous Skies» становится понятно, «чем дышат» Закк Харрис и его коллеги. Стилистически это типичный джазовый мейнстрим, построенный на необоповом фундаменте. Достаточно традиционно выглядят поочередные соло исполнителей, и тут, наряду с лидером группы, надо упомянуть прежде всего трубача Джона Реймонда, тенор-саксофониста Брэндона Возняка и пианиста Брайана Николса. Но слушать «Small Wonders», если вы, конечно, не испытываете идиосинкразию к мейнстриму, совсем не скучно. Интересные темы, крепкие музыканты (особенно мне понравился пианист Николс), изобретательные диалоги инструментов, вкус музыкантов к импровизации. Ну и, бесспорно, хорош сам Закк Харрис, в игре которого критики находят влияние Уэса Монтгомери, Джима Холла и Пэта Метини. Такие пьесы, как «Civil Dawn» (мой персональный фаворит), энергичная «Apple Jacks» и сентиментальная «Maya Song», посвященная дочери композитора, хочется слушать еще. К слову, Харрис считает, что ориентиром для его команды был второй великий квинтет Майлза Дэвиса с молодыми Херби Хэнкоком, Уэйном Шортером, Тони Уильямсом и Роном Картером.
…На страничке профессора музыки Университета Хэмлайн Закка Харриса размещено его афористичное изречение: «Научи кого-нибудь играть пьесу, и он сыграет эту пьесу. Научи кого-нибудь импровизировать, и он сыграет что угодно». Мне кажется, студентам профессора Харриса повезло: у него есть чему учиться. Слушателям же гитариста, композитора и бэндлидера Закка Харриса станет очевидно: «провинциализм» в джазе никак не связан с географией. Не только на обоих побережьях, в Чикаго и Новом Орлеане, но и в Миннесоте умеют играть высококлассный джаз. «Small Wonders» — тому пример.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | Deezer