Sylvie Courvoisier
& Mary Halvorson
«Searching for the
Disappeared Hour»
(Pyroclastic, 2021)

Чистый дуэт фортепиано и акустической гитары. Никакой поддержки — ни ритм-секции для создания музыкального пульса, ни солирующего инструмента в виде духовых или голоса. Нестандартное решение, в том числе для джаза; даже скепсис некоторый напирает. Навскидку из подобных дуэтов вспоминаются разве что пары Билл Эванс — Джим Холл и Фред Хёрш — Джулиан Лаж.

Чуть понятнее выбор такого формата становится, если вглядеться в профили музыкантов. За фортепиано отвечает американка швейцарского происхождения Сильви Курвуазье, в прошлом много игравшая с Джоном Зорном, а в последние годы заметная по записям своего собственного трио. Ее подход как бэндлидера отличается частым отказом от солирующей мелодической роли: она превращает фортепиано в перкуссионный инструмент, чтобы внимание слушателей концентрировалось на партиях компаньонов по трио. Творчество авангардной гитаристки Мэри Халворсон тоже проще всего описать словом «нестандарт». Ее проекты (Code Girl, Thumbscrew, работа с Сюзан Алкорн и другие) максимально разнообразны и всегда полны размаха мысли.

Курвуазье и Халворсон встретились в дуэте не в первый раз. Их дебютный альбом «Crop Сircles» вышел в 2017 году — но вряд ли можно сказать, что «Searching for the Disappeared Hour» логично развивает идеи, предложенные ими четыре года назад. Тогда их инструменты скорее соперничали, противостояли друг другу, говорили что-то свое. Даже материал авторы сочиняли строго по отдельности: шесть композиций принадлежат перу Халворсон, пять — Курвуазье. В этом смысле «Searching for the Disappeared Hour» — триумф подлинного партнерства, а не альянс независимых музыкантов. Целых три композиции для нового альбома Сильви и Мэри написали сообща. А в остальных трудно сходу назвать, кто именно автор — видимо, сказалось перекрестное влияние друг на друга.

Полное взаимопонимание слышно и в том, как всё это исполнено. В структуре каждой композиции заложены идеальные пропорции партий инструментов. Нигде и никогда не злоупотребляет кто-то один, ни на секунду не возникает ощущение чьей-то ненужности, а совместное звучание не позволяет усомниться, что можно сыграть иначе. Отчасти эффект безукоризненного баланса достигается с помощью контрапункта, который один из инструментов (чаще гитара Халворсон) играет к солирующей теме другого. По ощущениям звучание становится похожим на музыку барокко. Но с эстетикой прошлого разительно контрастирует отказ от гармонии, которого придерживаются и фортепиано, и гитара. Свободно развиваются мелодии, не связанные рамками тональностей. Перекличка музыкальных партий как будто создает свое собственное замкнутое пространство — вакуум, в котором, с одной стороны, нет ожиданий и правил, а с другой, инструменты могут играть только вместе, потому что по отдельности они просто перестанут существовать.

И, кажется, это только малая часть одного из измерений, в которых живет альбом и в которых его можно расслышать. Его хочется изучать и разгадывать, тем более что при всей своей серьезности он не сторонится юмора. Одна лишь отсылка к «Лунной сонате» в стартовой «Golden Proportions» чего стоит: изящная и искристая, как будто со сцены исполнительницы подмигнули лично тебе.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Руслан Рафиков

Юрист в завязке с большой любовью к джазу в его самых экстремальных и нестандартных проявлениях. Автор Telegram-канала «Лежбище тюленя».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии