Выбор «Джазиста»: 10 лучших альбомов февраля | Джазист | Рецензии

Выбор «Джазиста»:
10 лучших альбомов
февраля

Второй выпуск альбомного дайджеста в 2021 году: редакция «Джазиста» выбрала 10 альбомов февраля, достойных вашего внимания.


Archie Shepp & Jason Moran
«Let My People Go»
(Archieball)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

В этот альбом вошли записи дуэта саксофониста Арчи Шеппа и пианиста Джейсона Морана с парижских концертов 2017 года. Опаленные солнцем песни «Sometimes I Feel Like a Motherless Child» и «Go Down Moses», эллингтоновский стандарт «Isfahan» становятся в исполнении Шеппа почти что исповедью. На плечи Морана ложится сложнейшая задача — дать Шеппу выговориться и в то же время уберечь его от падения в бездну. Джейсон справляется: он не пытается перебить Шеппа и навязать импровизациям свою волю, а, наоборот, внимательно слушает, деликатно заполняет паузы, поддерживает и развивает высказанные Шеппом идеи. Говоря проще, делает так, чтобы Шеппу не страшно было разговаривать с Богом, а слушателям — не страшно при этом присутствовать.
Александр Аношин (рецензия)


Thumbscrew
«Never Is Enough»
(Cuneiform)

Apple Music | Amazon Music | Bandcamp

Есть (наверняка обманчивое) ощущение, что до «Never Is Enough» все три участника ансамбля относились к нему как к сайд-проекту. Предыдущие пластинки Thumbscrew либо представляли собой эксперименты (наряду с «The Anthony Braxton Project» в этом контексте следует упомянуть дилогию «Theirs»/«Ours»), либо сами по себе звучали как эксперимент — как баловство, попытка нащупать смысл, найти красоту в неизведанном. На «Never Is Enough» же Форманек, Фудживара и Халворсон представляют свое видение Thumbscrew как группы с четко определенной музыкальной эстетикой — да и впервые, честно говоря, звучат как полноценная группа.
Олег Соболев (рецензия)


Naïssam Jalal
& Rhythms of Resistance
«Un autre monde»
(Les couleurs du son)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

В конкурсе на самую дурацкую обложку альбом-манифест флейтистки Найссам Джалал оказался бы в тройке призеров. Кажется, пластинка делает всё, чтобы заинтересовать как можно меньше случайных слушателей. И зря — потому что музыка на ней без малого выдающаяся. Джалал говорит на волнующие ее темы с яростью и горечью. Композиция «Buleria Sarkhat Al Ard» начинается с благостного перестука перкуссии и теплой, обволакивающей мелодии флейты, свободно путешествующей по арабскому звукоряду. Напряжение постепенно растет; доходит до того, что Джалал перебивает игру флейты и срывается на надсадный плач. Этот путь — от умиротворения к буре эмоций — будет проделан еще не раз. В переходах от тихого к громкому, в моменты предельного саспенса слышно, каких исключительных музыкантов собрала к себе в компанию Джалал и как здорово они чувствуют друг друга. 
Наталья Югринова (рецензия)


Ben Monder, Tony Malaby, Tom Rainey
«Live at The 55 Bar»
(Sunnyside)

Apple Music | Spotify | Bandcamp

Накануне локдауна гитарист Бен Мондер, саксофонист Тони Мэлаби и барабанщик Том Рэйни записали свое выступление в нью-йоркском клубе The 55 bar. Их стихийная импровизация проходит путь от хрупкого порядка до наэлектризованного хаоса и обратно. Гитаристам не стоит искать здесь виртуозных пассажей или выразительных соло Мондера. Это музыка о другом: трио рисует портрет нашего сложного времени. Урбанистический фри-джаз неспокойной эпохи.
Лев Боровков


Fire!
«Defeat»
(Rune Grammofon)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Появление (впервые) дополнительных духовиков на записи Fire! значительно меняет не только сам саунд, но и, условно говоря, баланс звука и вообще настроение и содержание музыки. Гаражным роком здесь особо уже и не пахнет, номера становятся менее тяжеловесными, в них больше полета, порхания, даже чего-то вроде свинга. Разнообразится и драматургия за счет противоборства солистов-духовиков, порой случавшегося в произведениях оркестра, но, разумеется, немыслимого до сих пор на записях трио.
Григорий Дурново (рецензия)


Eyolf Dale
«Being»
(Edition)

Apple Music | Spotify Deezer | Яндекс.Музыка


Норвежский пианист Эйольф Дале долго избегал фортепианного трио, опасаясь, что в этом формате всё уже сказано до него. Действительно, пластинку «Being» нельзя назвать революционной, но это работа необыкновенной красоты. Контрабасист Пер Занусси и барабанщик Аудун Клейве с ювелирной точностью маневрируют внутри динамически насыщенной музыки Дале — то повышая градус напряжения, то сдержанно мерцая.
Л. Б.


Work Money Death
«The Space in Which

the Uncontrollable Unknown
Resides, Can Be the Place
from Which Creation Arises»
(ATA, 2021)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Альбом был задуман, сыгран и записан во время первого локдауна весной и летом 2020 года. Многосложное название — «Место, где обитает неконтролируемое неизвестное, может стать источником, из которого рождается творчество» — развернуто объясняет смысл, вкладываемый музыкантами в эту работу. Нил Иннес и Тони Бёркилл помимо музыки практикуют медитативные техники, которые были воплощены в форме музыкальных мантр. Эти мантры стали основой для импровизаций, из которых и выросли две композиции, составляющие пластинку. Карантинные ограничения повлияли и на сам процесс записи: группа не могла собраться в студии, и каждый записывал свою партию в одиночестве, основываясь на том, что до него сделали другие участники проекта.
Илья Рассказов (рецензия)


Jakob Bro
«Uma Elmo»
(ECM)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Гитарист Якоб Бро, трубач Арве Хенриксен и барабанщик Хорхе Росси впервые записались вместе, но сделали это так, как будто знают друг друга много лет. Бро пишет композиции, которые, как бы сложно ни были устроены, всё равно сохраняют свою постоянную изменчивость. В них совсем не чувствуется жесткой авторской руки. Играет Бро так же: он сознательно отходит на второй план и даже не пытается придать своим соло четко очерченную структуру. Слушаешь «Uma Elmo» буквально затаив дыхание.
А. А.


Chris Jusell, Chaz Prymek,
Matthew Sage,
Patrick Shiroishi
«Setsubun»
(Cached Media)

Apple Music | YouTube Music | Bandcamp

Вместе со скрипачом Крисом Джасселом и мультиинструменталистами Чезом Праймеком и Мэттью Сэйджем саксофонист Патрик Широиши исполняет тишайшую музыку, которая колеблется между кул-джазом, минимализмом и чуть ли не американой. Шорохи перкуссии, нежные пощипывания струн, убаюкивающие клавишные, уместные вкрапления полевых записей и чистый саунд саксофонов Широиши… Никакого надрыва, только красота в духе ECM — но по-американски.
А. А.


Sam Gendel
«Fresh Bread»
(Leaving Records)

Apple Music | Spotify | Bandcamp

Сэм Джендел — добрый волшебник саксофонных эффектов и Гэндальф гитарных лупов. «Fresh Bread» — это не столько альбом, сколько коллекция из 52 треков, которая длится три с половиной часа. Поначалу кажется, что такое не осилить даже за три подхода, а в итоге крутишь «Fresh Bread» на повторе и не замечаешь, как летит время. Дом стоит, свет горит, из окна видна даль, Джендел играет по кругу и прогоняет печаль.
А. А.

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии