О пристрастиях лейбла BBE Music в отношении японского джаза мы уже писали: одно из его излюбленных направлений — переиздание редкой классики, цены на первопрессы которой доходят до баснословных величин. Помимо чисто коммерческого интереса, перед лейблом стоит еще и просветительская задача: познакомить широкую аудиторию с малозамеченными, но во всех отношениях выдающимися альбомами. Читатели «Джазиста», возможно, помнят наш восторг по поводу переиздания альбома квинтета Синтаро Накамуры и выхода компиляции модерн-джаза «J Jazz Volume 3». А вот и следующая глава — дебютный альбом саксофониста Косукэ Минэ «First», оригинал которого был издан больше полувека назад, в 1970-м.
Имя Косукэ Минэ является неотъемлемой частью японского джазового пантеона «золотой» послевоенной эры — вместе с Тэрумаса Хино, Садао Ватанабэ, Такэру Мураока, Такэо Морияма, Синтаро Накамура и многими другими. С джазом в Японии в то время всё было действительно круто. За три десятилетия, минувшие с окончания войны, японцы переняли у победителей не только новые технологии, положившие начало «экономическому чуду», но и джаз. В свойственной этой нации манере они освоили идеи и принципы жанра, довели до совершенства форму — и продолжили придумывать на его базе что-то свое. Можно с уверенностью говорить, что к началу 70-х Японию заметно потряхивал «локальный штамм» джазовой лихорадки, подогреваемый непрекращающимися контактами с родиной «заболевания» США.
Этот альбом — яркое тому свидетельство. На нем к Косукэ Минэ помимо клавишника-виртуоза Масабуми Кикучи присоединились два американца — басист Ларри Ридли, сайдмен Хэнка Мобли и Декстера Гордона, и ударник Ленни Макбраун, игравший среди прочих с Билли Холидей и Телониусом Монком. Японские джазмены, как и их заокеанские коллеги, не скупятся на эксперименты. Постбоп, модальный и спиричуэл-джаз, смешения с фанком, роком — на «First» можно найти это всё. Отдельной строкой отметим влияние традиционной японской музыки. Другие джазовые мастера, например, Минору Мураока и Такэо Морияма, использовали ее элементы активно и заметно — применяли бамбуковую флейту сякухати, обращались к средневековым канонам гагаку. В этом же релизе «японскость» достигается почти незримо для глаза и уха.
Уже на открывающей альбом композиции «Morning Tide» ее нельзя не почувствовать. После жизнеутверждающего и и универсального с точки зрения языка вступления саксофона Минэ клавиши Масабуми Кикучи как будто переходят с латинской раскладки на иероглифическую. Контрабас, что интересно, тоже пробует себя в минималистичной каллиграфии — Ларри Ридли играет сухо и мелко выписывает детали. Взаимные визиты на территорию друг друга — японцев на американскую, американцев на японскую — продолжаются на протяжении всего альбома. Неслучайно на пластинку попал стандарт Телониуса Монка «Straight No Chaser», блистательно исполненный. Это своеобразный ответ американскому пианисту — несколькими годами ранее тот сыграл на одноименном альбоме свою версию знаменитой японской песни эпохи Мэйдзи «Луна над разрушенным замком» пианиста Рэнтаро Таки, написанную в 1901-м. И всё же, увереннее всего Минэ чувствует себя в паре именно с Кикучи. Это хорошо заметно на «McPhee», проникновенной минорной балладе, в которой его саксофон пускается в одинокий танец под тихое сопровождение ритм-секции — для того, чтобы спустя пять минут эффектно воссоединиться с родес-пиано. «First» стал их первой совместной работой, но далеко не последней: дуэт в будущем отметится на многих знаковых для японской джазовой сцены записях.
Громкий дебют сделал Косукэ Минэ одной из ключевых фигур новой волны японского джаза. Представление об этой сцене без «First» было бы неполным. Нынешнее переиздание доступно во всех форматах. К винилу и компакт-диску прилагаются развернутое текстовое вступление от куратора серии Тони Хиггинса и интервью, которое он взял у, к счастью, и сегодня здравствующего Косукэ Минэ.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка