Под названием, более приличествующим какому-нибудь дэт-метал-бэнду, перед нами предстает австралийский ансамбль из Сиднея с довольно богатой историей и своеобразным подходом к творчеству. Что греха таить, наше внимание нечасто фокусируется на музыкантах с этого далекого континента. Нужно быть Bee Gees, AC/DC или Оливией Ньютон-Джон, чтобы тебя заметили в Европе и США. В сфере джаза без специальных поисков могу вспомнить только басистку Линду Мэй Хан О, покорившую критику в последние годы, но и она родилась в Малайзии. The Vampires же — чисто австралийский продукт, и сегодня мы поговорим об их седьмом по счету альбоме «Nightjar» .
Образовался этот коллектив в 2005 году. Его основа и ключевые авторы — это саксофонист Джереми Роуз (сегодня он, помимо прочего, заметная фигура в местном музыкальном бизнесе, организатор фестивалей, основатель лейбла Earshift Music и обладатель собственной обширной дискографии в двадцать альбомов) и трубач Ник Гарбетт (он работает с разными проектами, а живет постоянно то в Сиднее, то в итальянской Лампедузе). Изначально «Вампиры» ориентировались на сравнительно известное австралийское авангардное джазовое трио The Necks, хотя по альбому «Nightjar» особой близости к авангарду не усматривается. Впрочем, ранее я The Vampires не слышал, и в их ранних работах, возможно, и было сходство с ним. Во всяком случае, отдельные участники The Vampires записывали совместные работы с отдельными участниками The Necks, а альбом «Nightjar» в этом плане весьма примечателен: это коллаборация, где к квартету The Vampires присоединился один из основателей The Necks, пианист и клавишник Крис Абрахамс, новозеландец по происхождению.
Но вернемся к истории The Vampires. Судя по отзывам, группа с удовольствием включает в свои композиции элементы (преимущественно ритмические) карибских, африканских, индийских и иных музыкальных культур. До сих пор самым большим успехом The Vampires был альбом 2017 года «The Vampires meet Lionel Loueke», совместный проект с известным гитаристом из Бенина, принесший «Вампирам» номинации сразу двух главных австралийских музыкальных премий — ARIA Music Awards и Australian Music Prize, причем в последнем случае The Vampires стал первым чисто инструментальным составом, попавшим в шорт-лист.
Что же скрывается под очень яркой и эффектной обложкой «Nightjar»? Программу альбома составили десять композиций, шесть из которых сочинил Роуз, а четыре, включая титульную, — Гарбетт. Продуманный баланс быстрых (например, «Evergreen») и медленных («Waves») треков. Крепкие мелодии, некоторые из которых очень симпатичны, особенно «Kahn Shatyr» с легким восточным привкусом и титульная «Nightjar». Устойчивые ритмические структуры: Мэйсон и Массо свое дело знают. Ориентация преимущественно на коллективный саунд: больших сольных партий здесь нет, хотя всё же нужно отметить работу Роуза в «Nightjar» и Абрахамса в «High Plains». Что еще? Да, пожалуй, всё. Ни одна из композиций не «цепляет». Ровный, без спадов и взлетов альбом инструментальной приджазованной музыки, которую приятно слушать, выполняя какую-то несложную работу; отличный фон для езды в автомобиле или посещения спа-салона. Короче говоря, то, что называют смус-джаз. Признаюсь, я не большой поклонник подобной музыки, хотя знаю, что она весьма популярна, и в этом направлении есть свои гуру, чарты и знаменитые альбомы. Не знаю, станет ли знаменит «Nightjar», но в рамках стиля это весьма добротный и качественный продукт. Поклонникам смус-джаза рекомендую.