Рассказ о новой работе южноафриканского барабанщика Эшера Гамедзе нужно начинать с события трехлетней давности — выпуска его дебютного альбома «Dialectic Soul». Этот альбом стал отправной точкой для его музыкального пути и идей, которые он продолжает исследовать и развивать сегодня. Тому релизу не очень повезло: вышел он в середине 2020 года, в самый разгар пандемии. И хотя ряд изданий рекомендовал присмотреться к новому имени, а некоторые авторы (например, The New York Times и автор этого текста) даже включили пластинку в число обязательных к прослушиванию джазовых записей за год, альбом получился не таким ярким, каким мог бы стать. Дебют оказался несколько смазанным, ресурсы для его создания — ограниченными. Ну а возможность сыграть материал вживую перед зрителями вообще появилась у Гамедзе только через два года.
«Turbulence and Pulse» отталкивается от того места, на котором музыкант остановился в прошлый раз. Даже метод и концепция создания нового альбома остались теми же самыми. Записанный за два дня «Dialectic Soul» был музыкально-поэтической частью университетского диплома Гамедзе, посвященного истории джаза в ЮАР. Новая работа сыграна Гамедзе с тем же составом музыкантов и так же записана в студии за очень короткий срок. И это по-прежнему синтез музыки, искусства и истории, личное переосмысление пространства, времени и источников вдохновения.
В годы между двумя релизами Гамедзе не терял времени и, что называется, активно занимался нетворкингом как на локальной джазовой сцене, так и за ее пределами. Он успел выпустить короткий альбом импровизаций в дуэтах с саксофонистами Аланом Бишопом и Кристианом Эспиносой; поиграл с соотечественниками Ндудузо Махатини и Ксанти Ноквали; поучаствовал в сборном проекте лейбла из Йоханнесбурга Mushroom Hour и лондонской институции Total Refreshment Centre. А также помог своей давней американской подруге Энджел Бэт Дэвид в записи ее концертного альбома, выпущенного чикагским лейблом International Anthem. Новые связи стали для Гамедзе социальным капиталом, который он тут же пускал в ход: многие из названных людей так или иначе имеют отношение и к «Turbulence and Pulse».
Джазмены, исследующие свои африканские корни, часто идут по одной и той же тропе и оборачивают свои записи в громоздкую концептуальную упаковку. Гамедзе — не исключение, но, говоря о его новой работе, хочется по возможности всё же сосредоточиться в первую очередь именно на музыке. Сделать это предлагают даже вынесенные в заголовок альбома слова. «Турбулентность и пульс» или же, в более свободной трактовке, «беспорядок и ритм» — так американский поэт и культуролог Фред Мотен описал манеру исполнения Гамедзе, услышав его дебютный альбом. На «Turbulence and Pulse» Эшер исполняет все партии ударных и перкуссии. Кроме него, на альбоме заняты его постоянные напарники — Фембикоси Мавимбела на басу, Робин Фэсси на трубе и Бадди Уэллс на саксофоне.
Открывающий трек альбома «Turbulence’s Pulse» можно рассматривать как своего рода программный манифест. Мрачный речитатив в исполнении Джулиана Отиса, чикагского вокалиста, с которым Гамедзе познакомился через Энджел Бэт Дэвид, коротко и четко оглашает повестку дня от автора. «Turbulent times call for extreme measures» («Сложные времена требуют радикальных решений»), — повторяет голос на фоне фортепианной фразы и медленных, гипнотических хип-хоповых квадратов, которые сыграны так выпукло, что их, кажется, можно потрогать руками. Отис появляется в еще одной композиции альбома, суровой и пугающей спиричуэл-абстракции «Sometimes I Think to Myself». Здесь его вокал звучит совсем иначе: он смешивает готический церковный госпел и пронзительную импровизацию на высоких тонах.
Остальные композиции на альбоме — сплошь инструментальные номера, хорошо демонстрирующие таланты Гамедзе и его музыкантов. Например, в эпической балладе «Wynter Time» можно услышать влияние стилей исполнения Чарльза Мингуса и Джона Колтрейна. Эта длительная композиция продолжительностью около десяти минут посвящена ямайской писательнице и философу Сильвии Уинтер, одной из важных фигур афро-карибской культурной и интеллектуальной элиты и нашей современнице. Ритмичная и теплая вещь «Locomotion» прокладывает мост между традиционным джазом и кросс-жанровым фьюжном в духе Роберта Гласпера или Юссефа Дэйса. Выделяется и трек «Melancholia». В нем африканская тоска, проходящая через поколения, удивительно сливается с дымным нуарным постбопом; музыканты нагнетают саспенс и используют широкую палитру эмоций.
Понять, как устроена музыкальная вселенная Эшера Гамедзе, можно на примере концептуальной композиции «Alibama». В ее основе лежит мотив популярной народной песни XIX века «Daar kom die Alibama», спетой на языке африкаанс. Спустя сто лет после своего появления она стала стандартом на кейп-джазовой сцене (так обозначают джазовый стиль, сложившийся в Кейптауне; в нем нередко используются традиционные фольклорные мелодии и инструменты ЮАР). Точно неизвестно, чему посвящена эта песня, но по одной из версий, в ней поется о военном корабле американских конфедератов «Алабама», заходившем в Кейптаун в 1863 году. Грубый деревенский мотив, любимый бурами и африканерами, наложен на дикий свингующий ритм — возникает нарочитый диссонанс, но именно так работает музыкальный метод Гамедзе. Он безжалостно сталкивает историю и современность, а импровизации в его музыке часто опираются на твердую мелодическую основу. И при всем том он — выдающийся с исполнительской точки зрения барабанщик, который способен закружить слушателя своими захватывающими пассажами.
К основной части альбома прилагается бонус — живые версии композиций «Melancholia», «If It Rains. To Pursue Truth» и «Out Stepped Zim», записанные во время выступлений Гамедзе в Каире. Сцену с ним делят Алан Бишоп и местные музыканты-экспериментаторы: Морис Лука на синтезаторах, Шериф эль-Масри на гитаре и Эдди Зидан на басу. Эти три вещи настолько хороши, что вполне могли бы быть выпущены отдельным релизом. В особенности удалась «If It Rains. To Pursue Truth», где место трубы и саксофона заняли синтезатор и электрогитара, добавившие музыке Гамедзе сказочной ближневосточной экзотики.
Как и в случае с первым альбомом Гамедзе, писать про его музыку гораздо сложнее, чем слушать ее. Потому просто добавлю, что «Turbulence and Pulse» определенно попадет в число моих любимых джазовых записей 2023 года.
Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube | Bandcamp